Разработчик игр: карьера, творческие перспективы и мир геймдева

С чего начать изучение программирования с нуля самостоятельно Разработчики игр и ПО
Содержание
  1. Этап №4. Звук
  2. Советы ?
  3. Ресурсы ?
  4. Где найти разработчика игр?
  5. Где искать заказы и вакансии
  6. Сколько зарабатывают разработчики игр в России
  7. FAQ
  8. Что такое Unity?
  9. Почему игровой движок настолько популярен?
  10. Что требуется для разработки первой игры на Unity?
  11. Какова последовательность действий для решения задачи?
  12. Как сделать свою первую успешную коммерческую игру
  13. FAQ
  14. С чего целесообразно начать процесс разработки игры?
  15. Какие традиционные подходы к созданию игр существуют сегодня?
  16. Какие игровые движки пользуются в настоящее время наибольшей популярностью?
  17. Какие языки программирования лучше освоить разработчику игр?
  18. Как получить профессию разработчика или дизайнера игр?
  19. Senior Software Vlogger — для тех, кто хочет узнать программистов
  20. Как стать гейм-разработчиком
  21. 1. Кривая и сложная дорожка – самостоятельное обучение
  22. 2. Более ровная тропинка, но возможно, в никуда – пойти в вуз
  23. 3. Проторенная дорога, которая уже привела многих в гейм-разработку – пойти на курсы
  24. Обучающие материалы, курсы по созданию игр
  25. Программирование
  26. Unity
  27. Обучение разработке игр, погружение в профессию и карьерные перспективы
  28. Как стать разработчиком игр
  29. Где учиться?
  30. Дизайнеры
  31. ИТ-профессии посложнее

Этап №4. Звук

Советы ?

Во-первых: вам нужны звуки?

Музыка творит чудеса в плане настроения самой игры и погружения в нее, но оно занимает много драгоценного места на жестком диске.

Если ваш ответ: «Да, мне нужно звуковое сопровождение», то каким оно будет?

Добавите ли вы музыку? Звуковые эффекты? Озвучку персонажей или голос рассказчика?

В любом случае прислушайтесь к моему совету: записывайте и сочетайте звуковое сопровождение таким образом, чтобы оно полностью соответствовало настроению вашей игры. Например, «Bastion» сочетает различные струнные музыкальные инструменты и пение, соответствующее игровому миру. «Crypt Of The Necrodancer» использует смесь электронных битов и чиптюн-рока, чтобы игроку было комфортно играть в эту красочную и ритмичную игру.

Если звук не соответствует настроению игры, это может сильно помешать погружению. Подумайте, как лучше совместить между собой все компоненты звукового сопровождения?

Ресурсы ?

Программы для создания и обработки звуков:

Генераторы ретро-звуковых эффектов:

  • Chiptone.
  • Bfxr.
  • Leshy SFMaker.
  • as3sfxr.

Бесплатные звуки:

Soundcloud (?). Soundcloud распространяет огромное количество великолепной музыки под эгидой Creative Commons (CC). Вот плейлист

, который подойдет для ознакомления. Перед использованием бесплатной музыки, обязательно убедитесь в том, что это легально.

Incompetech (?). CC музыка.

Bensound. Тоже CC музыка.

Где найти разработчика игр?

  • Если вам нужен удаленный сотрудник, добавьте вакансию на биржу Kadrof.ru. Для работодателей сервис бесплатный.
  • Найти специалистов в офис можно через HH.ru, Яндекс.Работа и другие сайты для поиска программистов.

Рекомендуем

Профессия художественный переводчик

Художественный перевод – самое творческое направление переводческой деятельности. Для перевода художественной литературы, как правило, не …

Профессия ретушер фотографий

Бытует мнение, что профессия ретушера фотографий появилась одновременно с графическими редакторами, то есть относительно недавно. Однако это не …

Где искать заказы и вакансии

В последнее время порог входа в gamedev сильно упал, поэтому найти заказы на фрилансе разработчикам все сложнее. Клиенты хотят заказать разработку по низкой цене, а новички берут такие заказы и не справляются. Начинающий разработчик не может довести приложение до запуска, поэтому лучше работать в составе команды.

Сколько зарабатывают разработчики игр в России

По профессии разработчика игр для iOS HR-агрегатор Trud.com находит 294 вакансии. Для трети из них наниматели указали зарплату от 42 тыс. до 81,5 тыс. руб., еще треть объявлений с доходом 81,5-121 тыс. руб. Для разработчиков на базе Android в России есть 230 вакансий. Больше чем для трети из них работодатели указали оклад 42-84 тыс. руб.

Рынок показывает уверенный рост, так что привлечение профессиональных разработчиков с каждым годом будет обходиться компаниями все дороже (то есть в перспективе разработчики игр зарабатывать будут еще больше, чем сейчас). Порог входа в профессию снизился, но по-прежнему студиям требуются профи. Поэтому сейчас хорошее время для интенсивного обучения и старта карьеры.

FAQ

Что такое Unity?

Unity представляет собой кроссплатформенную среду для разработки игр, предназначенных для ПК, консолей, мобильных устройств и т.д. Одновременно она является игровым движком, на базе которого создаются игры. В результате такой комбинации Unity предоставляет game-разработчику все, что требуется для его работы.

Почему игровой движок настолько популярен?

Первая причина указана в предыдущем вопросе. Остальные выглядят следующим образом:

  • обширный функционал, значительная часть которого бесплатна;
  • универсальность, предусматривающая поддержку двух с половиной десятков игровых платформ;
  • удобный и предельно простой интерфейс, позволяющий создавать игры даже новичкам.

Что требуется для разработки первой игры на Unity?

Минимальный набор знаний в области программирования с использованием языка C#. Желательно – наличие одного из различных руководств пользователя, найти которые несложно.

Какова последовательность действий для решения задачи?

Сначала требуется скачать и установить Unity, затем зарегистрироваться на сайте компании-разработчика. Дальше нужно изучить интерфейс программы, после чего создать игровые объекты, привязать к ним атрибуты и триггеры, после чего протестировать игру.

Как сделать свою первую успешную коммерческую игру

В интернете можно встретить множество гайдов по запуску первого коммерческого проекта, и выглядят эти гайды примерно вот так:

Мы приведем «усредненный» пошаговый гайд, а затем расскажем, в чем состоит основная проблема. Итак, чтобы сделать коммерчески успешную игру, вам нужно:

  1. Узнать, как работает игровая индустрия. Хороший способ понять, как работает геймдев – книга «Кровь, пот и пиксели». Почитайте интервью с разработчиками, поищите истории небольших и крупных компаний.
  2. Собрать команду. Да, есть исключительные случаи, когда успешные игры запускали одиночки – Stardew Valley, например. Но такие разработчики тратят на один проект по 4-5 лет фулл-тайм работы, поскольку им нужно изучить гейм-дизайн, кодинг, рисование, анимацию, работу со звуком и все остальное. Проще найти пару человек, которые покроют все позиции на разработке.
  3. Выбрать цель. Самая банальная – создать проект для портфолио и, потенциально, для выпуска в магазины. Менее банальная – создать инди-студию с парой неплохих проектов и продаться какому-нибудь издателю вроде Tiny Builds. Подумайте, чего вы хотите.
  4. Прикинуть, на что команда способна. Если аниматор и дизайнер любят аниме и умеют с ним работать – что ж, вам лучше делать визуальную новеллу. Соберите самые сильные скилы команды и подумайте, что с этим можно сделать.
  5. Определиться с платформой. Есть 2 пути: мобильная разработка или разработка под ПК/консоли. В мобильной разработке меньше расходов и больше конкуренция. Изучите оба рынка и сделайте вывод.
  6. Обучиться гейм-дизайну. Нужно понимать, как работают кор-механики жанров, как работает сложность в играх, как создавать интересные уровни и так далее. Лучше учиться на курсах, обучение гейм-дизайну по книгам будет очень долгим.
  7. Выбор движка. В реальности приходится выбирать между Unity и Unreal Engine. Если девелопер умеет писать на C++ – выбирайте UE, в противном случае выбирайте Unity.
  8. Определиться с жанром будущей игры. Конкретный выбор зависит от популярности различных жанров в данный момент, платформы, скилов команды и ваших скилов гейм-дизайнера.
  9. Разработать диздок. Дизайнерский документ – это документ, в котором игра полностью, до мелочей, описана словами. Диздок затем можно предоставить команде, которая внесет правки и предложения. Хорошо (= детально) написанный диздок сэкономит вам очень много времени при разработке.
  10. Подготовить MVP для себя. Минимально жизнеспособный продукт нужен для того, чтобы посмотреть, как игра будет играться. Вместо текстур можно использовать цвета, вместо моделей – геометрические объекты. Главное – протестировать механики.
  11. Наладить процесс разработки. Если по MVP вам кажется, что игра будет интересной – пора запускать продакшн. Возьмите свой диздок и нарежьте его на задания с помощью Trello или Jira, одна фича – одна карточка. Определите самые важные фичи и делайте их в первую очередь.
  12. Подготовить MVP для рынка. Самый простой способ зарелизить свою игру – выйти в Early Access в Steam, нужно будет заплатить 100$. Но вам нужно выйти с чем-то играбельным – MVP для рынка. Определите по диздоку минимальный набор фич (механики, текстуры, модели, музыка), с которым ваша игра уже будет похожа на финальный результат, реализуйте эти фичи и выйдите в Steam или на другой выбранной вами платформе.
  13. Решить, что делать дальше. Если к вашей игре никто не проявил интерес – что ж, ничего не поделаешь, стоит еще немного поработать над этим концептом и начать придумывать новый. Если рынок проявил интерес – работайте дальше по диздоку и итерациям, стройте планы на будущее.

Проблема, о которой обычно не говорят в таких гайдах: если у вас нет опыта в разработке и выпуске игр, на весь этот цикл у вас спокойно уйдет год или больше. Каждый из этих шагов – это огромный объем работы: для сбора команды нужно иметь минимальные навыки HR, команда сама может не знать свои сильные стороны, выбор жанра и платформы – это огромное исследование, движки нужно учить (в том числе учить обходы базов движков, привет работа с UI в Unity), маленький диздок – это 50 страниц А4 мелким шрифтом и так далее.

Поэтому запаситесь терпением и не стройте ожидания в отношении вашей первой игры – в 95% она провалится. В разработке игр главное – опыт, а опыт быстрее всего получается на ошибках.

FAQ

С чего целесообразно начать процесс разработки игры?

Первым делом следует понять, что именно нужно получить на выходе. Чем более детальнее представление о конечном продукте, тем выше вероятность успеха.

Какие традиционные подходы к созданию игр существуют сегодня?

По большому счету, в настоящее время используется три из них:

  1. Полностью с нуля и самостоятельно. Самый трудоемкий и предусматривающий серьезные знания в программировании.
  2. С применением игровых движков. Автоматизирует многие процессы разработки, сводит к минимуму требования к разработчику в части знания языков программирования.
  3. С использованием заготовок. Какие-то навыки в написании программного кода потребуются, но заметно меньше, чем в остальных случаях.

Какие игровые движки пользуются в настоящее время наибольшей популярностью?

Наиболее популярным заслуженно считается Unity, так как именно он используется для разработки большинства игр. Далее место в топе занимают еще два движка – Unreal Engine и CryEngine.

Какие языки программирования лучше освоить разработчику игр?

Для разработки игровых продуктов используются практически все широко распространенные языки программирования. Выбор подходящего зависит от вида игры и выбранной для ее распространения игровой платформы.

Как получить профессию разработчика или дизайнера игр?

На первом этапе – для создания самых простых игр – самообучения может оказаться вполне достаточным. При более серьезной подготовке и желанию повысить профессиональный уровень имеет смысл пройти учебный онлайн-курс или даже несколько.

Senior Software Vlogger — для тех, кто хочет узнать программистов

Влоги (видеоблоги) — еще одно направление в Youtube. Люди со всего мира снимают то, чем живут каждый день, обсуждают со зрителями личные темы. Оказывается, среди программистов тоже есть влогеры. Из русскоязычных наиболее известен Дмитрий Рыжков.

«Я создал канал во время зимовки в Таиланде. Простой видеоблог о моем прогрессе и мыслях. После переезда в Германию была стадия влогов, прямо как Кейси. В один момент я захотел делать полезные видео, а не развлекательные. Так родилась рубрика «Один на один», которая и поглотила канал», – пишет Дмитрий.

В упомянутой рубрике разработчик отвечает на популярные вопросы о его профессии. На канале есть плейлист, где собраны все видео с этим тегом.

Самые популярные видео канала:

  • Что требуют от джуниоров?
  • Какой язык программирования учить?
  • IT собеседование – алгоритмы.

Сейчас Дмитрий работает ведущим разработчиком в Гамбурге. Последние видео на его канале — больше про life-style, чем про программирование. Автор рассказывает, как быть, если вас точит мысль об отсутствии таланта, делится опытом тайм-менеджмента и даёт практические советы по аренде квартиры в Германии.

Этот канал не так «прокачивает» IT-навыки, как остальные из нашей подборки, но отлично подходит для отдыха после работы. Это возможность узнать, как и чем живут коллеги в разных странах.

Как стать гейм-разработчиком

Есть несколько вариантов, как стать разработчиком игр. Развиваться в профессии можно тремя путями:

1. Кривая и сложная дорожка – самостоятельное обучение

Учиться самостоятельно всегда сложно, но возможно. Проблемами на этом пути всегда становятся:

  1. Отсутствие самодисциплины и мотивации. Нужно постоянно стремиться к развитию и обучению. Это сложно, требует много моральных усилий.
  2. Сложность с поисками информации. Направление в России развито неплохо, но поиски затрудняются тем фактом, что сфера постоянно меняется, информация устаревает, поэтому есть высокий риск наткнуться на бесполезные материалы и потратить на них массу времени почти впустую.
  3. Отсутствие поддержки. Не у кого спросить. Можно пользоваться помощью на форумах разработчиков или в соцсетях, но ответы там приходят долго, и часто в них ничего непонятно.

Самообучение – обычно бессистемная стрельба в небо. Нашел кусок инфы, проглотил, но в итоге нет четкого понимания сферы и планомерного развития. Есть в таком подходе и плюсы. Главный из них – информация бесплатная. Но эту информацию еще нужно раскопать.

2. Более ровная тропинка, но возможно, в никуда – пойти в вуз

Это круто, пять лет вас будут учить, но не факт, что тому, что вам нужно. В России разработке учат многие университеты, рассмотрим некоторые:

Такой узкой специализации как разработка игр университеты пока не учат, отсюда появляется один из недостатков – общая программа, но это не главное. Основной минус учебы в университете – это сроки: 5 или больше лет. Если вам больше 23-25 лет, то путь не самый привлекательный. До 30 лет получать высшее, платить за диплом 60 000+ рублей раз в год, а потом узнать, что взяли далеко не все, что нужно в работе – ну, так себе

Поэтому возможно стоит обратить внимание на третий путь

3. Проторенная дорога, которая уже привела многих в гейм-разработку – пойти на курсы

На просторах России и вообще постсоветского пространства курсы почему-то рассматриваются как что-то не самое необходимое или вовсе бесполезное. Но на западе систематическое прохождение образовательных программ – общепринятая практика. Как вы думаете, в этом есть реальная польза?

Посмотрим, чем полезны курсы:

  1. Есть четкая структурированная программа для развития навыков. Она сформирована на основе опыта практикующих разработчиков, и сосредоточена на предоставлении строго необходимых в направлении знаний.
  2. Есть поддержка. Вас будут учить опытные разработчики, которые знают все тонкости этого направления. Когда нужно, помогут и поддержат, ответят на любые вопросы.
  3. Помощь в трудоустройстве. Многие школы помогают своим слушателям быстро найти желаемую должность. Составляют резюме, подсказывают как оформить портфолио, готовят к собеседованию и даже рекомендуют учеников студиям разработки.

Польза таких образовательных программ очень большая. Они могут стать отличным стартом для вашей карьеры.

В нашей подборке курсов вы найдете предложения от ведущих образовательных школ в области разработки игр:

Все программы проверены и полезны. Выбирайте свою и скоро вы получите желаемую должность.

  • Весна и осень свиридов сообщение

      

  • Сообщение о пацюке из повести ночь перед рождеством

      

  • Династия рюриковичей сообщение по истории для 6 класса

      

  • Использование искусственной лихорадки в клинической медицине сообщение

      

  • Сообщение про центральносибирский заповедник

Обучающие материалы, курсы по созданию игр

Без качественного и всестороннего обучения стать востребованным Unity-разработчиком невозможно.

  • Официальная документация (анг)
  • Официальный портал по изучению Unity (анг)

Программирование

Книги. Не будем пугать вас списками, у нас уже есть подборка актуальных книг по C#.

Видеокурсы

  • Факультет разработки игр. Geekbrains
  • Подробный видеокурс для изучающих C# с нуля
  • Курс C#. Стартовый

Unity

Книги

  • Unity в действии. Мультиплатформенная разработка на C#. Хокинг Джозеф.
  • Unity и C#. Геймдев от идеи до реализации. Джереми Гибсон Бонд.
  • Разработка игр на Unity 2018 за 24 часа. Гейг Майк.
  • Геймдизайн. Как создать игру, в которую будут играть все. Шелл Джесси.

Видеокурсы

  • Факультет разработки игр. Geekbrains
  • Официальный курс (англ.)

Обучение разработке игр, погружение в профессию и карьерные перспективы

Чтобы начать карьеру Unity-разработчика, нужно не только освоить язык и систему, но и иметь практические навыки.

Начинайте с несложных 2D-игр вроде тетриса или flappy bird. Простые игры легче реализовать в одиночку, но они дают навыки работы с базовыми функциями: загрузка сцен, создание интерфейса пользователя, работа с ресурсами. Далее можно переходить к 3D-играм. Здесь тоже лучше начинать с простого, постепенно внедряя новые функции и меняя архитектуру игры. Так вы составите портфолио, с которым в дальнейшем пойдете на собеседование.

По квалификации разработчики делятся на три условных уровня: Junior/Middle/Senior.

Junior – начинающий разработчик, работающий в команде под управлением более опытных коллег. Джуниору чаще всего поручают простые, некритичные задачи. На этом уровне работник обычно держится 1-1.5 года, после чего повышается до Middle. Junior Game Developer должен иметь следующие компетенции:

  • иметь хорошее знание C#;
  • иметь опыт разработки в Unity, портфолио не должно быть пустым;
  • базовые знания в линейной алгебре (пример);
  • базовые знания в 3D-моделировании.

Middle – опытный специалист, способный выполнить всю порученную работу. Решает как критически важные, так и рутинные задачи. Имеет достаточную квалификацию, чтобы управлять джуниорами. Все основные инструменты и технологии Unity должны быть известны middle-разработчику. Многие работают на уровне middle годами и десятилетиями. Чтобы стать сеньором, нужны большие и целенаправленные усилия.

Senior – программист с высочайшей квалификацией. Может выполнить любую задачу в рамках своего набора технологий. У сеньоров огромный опыт, широкий кругозор, часто – отличные управленческие навыки. Чтобы вырасти от джуниора до сеньора нужно от 6 до 8 лет.

Team Lead Unity Developer – программист уровня middle, который занимается преимущественно управленческой деятельностью. Именно тимлиды создают условия для продуктивной работы команды. Им платят не за написанный код, а за соблюдение сроков и качество проекта в целом.

Также выделяют Unity VR Developer – специалиста, работающего в сфере виртуальной реальности. Такой программист должен иметь специальные знания, связанные со специфическим оборудованием – очками и шлемом виртуальной реальности. Unity AR Developer – похожая специализация, но связана не с виртуальной, а дополненной реальностью.

Востребованность Unity-разработчиков растет, как и количество вакансий. С уверенностью можно говорить, что и через 3-5 лет профессия разработчика игр на этом движке будет перспективна.

Unity-разработчик в среднем получает 65 тыс. руб. в месяц. Минимальная зарплата – 40 тыс. руб. в месяц, максимальная – 135 тыс. руб. в месяц.

В мире ситуация следующая: без учета налогов минимальная зарплата – $6 750/мес., средняя – $11 000/мес., максимальная – $22 500/мес.

Как стать разработчиком игр

Как и в случае любой другой деятельности, чтобы освоить основы гейм-разработки и стать специалистом по этому направлению, надо учиться. Существует несколько возможных вариантов учебы, и каждый выбирает свой путь становления профессионалом.

В первую очередь я должен упомянуть вузы и высшее образование. Конкретно факультета гейм-разработки в университетах пока нет, однако можно выбрать другие технические направления, связанные с программированием.

Другой вариант – это самостоятельное обучение. Сложно его советовать, так как тяжело стать профессионалом после просмотра бесплатных видео на Ютуб и чтения литературы. Поэтому лучше, если вы используете ресурсы из интернета в качестве дополнительного материала к основному обучению.

В этом случае могу порекомендовать вам следующие книги по гейм-разработке:

  • Д. Хокинг “Unity в действии”;
  • Д. Шелл “Геймдизайн”;
  • М. Гейг “Разработка игр на Unity 2018 за 24 часа”;
  • А. Куксон, Р. Даулингсока, К. Крамплер “Разработка игр на Unreal Engine 4 за 24 часа”;
  • Д. Бонд “Unity и C#. Геймдев от идеи до реализации”.

Намного эффективнее будет пройти обучение в онлайн-школе. Образовательные площадки предлагают множество вариантов программ для гейм-разработчиков:

  1. Профессия Разработчик игр на Unity – Skillbox.
  2. Геймдизайнер – Нетология.
  3. Разработчик игр на Unity – Нетология.
  4. Разработчик игр на Unreal Engine – GeekBrains.
  5. Разработчик игр на Unity – GeekBrains.
  6. Онлайн-курс создания игр – Irs.Academy.
  7. Разработчик игр на Unity – SkillFactory.

Еще один вариант – это стажировка в компании или студии. Но обычно организации не берут к себе совсем “зеленых” новичков без каких-либо знаний. Поэтому этот путь актуален для студентов-программистов, выпускников онлайн-школ или тех, кто хоть немного знаком с языками программирования и игровыми движками.

Где учиться?

Первая проблема, с которой сталкивается начинающий разработчик игр — выбор языка программирования. Как уже отмечалось, здесь все зависит от желаемой специфики — нет смысла учить Java, если хочешь создавать игры для настольных компьютеров.

Вторая проблема — этой профессии нигде не учат. В большинстве вузов, где обучают программированию, такой специальности нет. Может, конечно, 2-3 лекции будет посвящено созданию игры, и ты напишешь простенькую консольную игру в стиле «Угадай число».

Альтернатива — посещение специальных курсов, которые сделают из тебя не просто программиста, а разработчика игр. Этапы освоения профессии выглядят так, как показано графике. За четыре месяца ты пройдешь пять практических курсов:

  • базовый курс C#;
  • продвинутый курс C#;
  • начальный курс Unity;
  • разработка мобильных игр с помощью Unity;
  • видео-курс — основы баз данных.

Этапы освоения профессии

В результате у тебя будет резюме, портфолио, сертификат, два месяца стажа, а также навыки командной разработки. Но главное — ты научишься создавать мультиплеерные игры с помощью Unity3D. Уровень зарплаты Unity3D-разработчика изображен, кстати, на первой иллюстрации.

Дизайнеры

Геймдизайн – жизненная сила проекта, эти специалисты строят весь мир игры: персонажей, историю, цели, возможности, звук. Дизайнер должен разбираться, как работает взаимодействие с геймером и психология вовлеченности в игре, как создавать сюжет.

Какие дизайнеры чаще всего работают над проектом:

  • Главный дизайнер проекта – пишет ТЗ для остальных дизайнеров и художников, принимает;
  • Арт директор – выбирает прототипы, следит за цельностью картинки;
  • Дизайнеры систем – придумывают, как игровые системы работают и взаимодействуют между собой (например, система боев, система уровней);
  • Механики – разрабатывают правила игры, баланс сил и взаимодействие игры и игрока;
  • Уровней – проектируют уровни и их логику;
  • По монетизации – планируют платные функции, правила заработка;
  • Звука – управляют саундтреком, эффектами, голосами, которые создает композитор и специалист по эффектам.

Дизайнер в играх – самое широкое и массовое направление профессий и специалистов, которые очень плотно работают с группой разработки, иллюстрации и контента.

Что нужно уметь и где научиться удаленно

Геймдизайнер работает с идеями и концепциями. Нужно быть командным игроком и понимать все этапы создания. А еще иметь как можно более широкий список ИТ-навыков, главные из которых – языки программирования С++, C#, Python, создание скриптов на Blueprint в Unreal Engine 4 (UE4). 

Удаленные профили:

Геймдизайн и разработка игр, Синергия.

ИТ-профессии посложнее

Но это видимая часть интернета. За невидимую отвечают бэкенд-разработчики — продумывают логику работы сайта, настраивают базы данных для хранения информации, следят за скоростью загрузки и отвечают за общие возможности сайта. За это они получают примерно 130 тысяч в месяц.

Ещё есть дата-сайентисты. Они занимаются аналитикой больших данных,  работают с нейросетями и программируют искусственный интеллект. Звучит сложно, но сейчас это самое перспективное направление в ИТ. Можно начать с аналитики, а если понравится — продолжить уже как полноценный дата-сайентист. По деньгам — как договоритесь, но обычно это 100 тысяч и выше.

Оцените статью